Андреевская церковь в Киеве
Андреебскую церковь часто называют
лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры
Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской
горы. С ее террасы открывается неповторимый вид на древний Подол,
заднепровские дали, новые жилые массивы.
Построена
Андреевская церковь по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Проект
здания разработан Б. Растрелли в 1748 году, строительные работы велись в
1749—1754 гг. под руководством известного московского зодчего Ивана
Мичурина. В создании храма участвовали многие специалисты Петербурга,
Москвы, Киева, поэтому Андреевская церковь — памятник творческого
содружества русских и украинских мастеров. За свою историю церковь многократно ремонтировалась. Уже в первые годы по окончании строительства она пришла в запущенное состояние, поскольку после смерти Елизаветы Петровны царский двор перестал интересоваться киевскими постройками. Освящение храма состоялось лишь в 1767 году. В XIX веке несколько раз ремонтировались верха здания, что привело к грубому искажению первоначальной формы очертания купола и утере его декора. В таком виде памятник находился до 70-х годов XX века.
С 1917 по 1953
год неоднократно проводились работы по укреплению фундаментов
Андреевской церкви и холма, на котором она стоит, по отведению
подпочвенных вод, выполнялся ремонт фасадов, интерьера, производилась
консервация живописи и резьбы.
В 1970 году по
заказу Софийского заповедника из Венского музея Альбертина были получены
фотокопии хранящихся там растреллиевских чертежей Андреевской церкви.
По этим чертежам киевские реставраторы (проект архитектора В. Корнеевой)
в 1978 году восстановили первоначальную форму купола, и этот
замечательный памятник русского и украинского зодчества предстал перед
киевлянами таким, каким его проектировал Б. Растрелли.
Андреевская
церковь — одна из самых ярких построек стиля барокко, который
распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII —
середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных
традиций и приобрел своеобразные национальные черты.
Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.
Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.
Чтобы поставить
храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде
двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает
огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная
лестница. Андреевская церковь — крестообразная в плане постройка,
вытянутая по оси запад — восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота — 47
метров. Высота стилобата (с фундаментами) — 15 метров. Внутри церковь
перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это
пятиглавый храм: четыре малые главки поставлены на контрфорсы,
размещенные по диагонали здания. Силуэт церкви построен на контрасте
между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами,
направляющими движение архитектурных масс ввысь.
Экстерьер
поражает богатством декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены
по вертикали пилястрами и колоннами коринфского (первый ярус) и
ионического (второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны куполов
завершаются карнизами сложного профиля. Круглые окна (люкарны) обрамляет
роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с
монограммой императрицы Елизаветы.
Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.
Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.
Тот же принцип декора сохранен в
интерьере, который воспринимается единым архитектурным объемом. Здесь
также расчлененные плоскости стен сочетаются с богатой позолоченной
лепкой, обрамляющей окна-люкарны и украшающей купол. Главным акцентом в
интерьере является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение
мягких криволинейных очертаний. На пурпурном фоне выделяются
позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, имеющих
разнообразные размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат
покрыта сплошным кружевом резьбы. В декор введена скульптура — головки
херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная группа ,,Распятие", завершающая
иконостас.
Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловский изготовили все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре находится надпрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра для проповедника, которую поддерживают две позолоченные фигуры ангелов. Большой интерес представляет живопись Андреевской церкви середины XVIII века — иконы иконостаса, роспись кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками на холсте. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками. Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские художники И. Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого русского живописца Алексея Антропова: роспись кафедры, купола, большая картина „Тайная вечеря" в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе „Успение Богородицы" сохранилась его подпись.
Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловский изготовили все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре находится надпрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра для проповедника, которую поддерживают две позолоченные фигуры ангелов. Большой интерес представляет живопись Андреевской церкви середины XVIII века — иконы иконостаса, роспись кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками на холсте. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками. Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские художники И. Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого русского живописца Алексея Антропова: роспись кафедры, купола, большая картина „Тайная вечеря" в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе „Успение Богородицы" сохранилась его подпись.
Хотя вся живопись Андреевской
церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения
представляет собою светские картины с характерными для стиля барокко
эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей,
пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство,
лишенное религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой,
лепным декором и архитектурными формами здания.
На западных
стенах трансепта находятся две картины XIX века — „Выбор веры князем
Владимиром" неизвестного автора и „Проповедь апостола Андрея" художника
Платона Бориспольца. Это большие исторические полотна, содержание
которых связано с рассказами древнерусских летописей. Выполнены эти
работы в характерной манере классицизма.
В целом
интерьер Андреевской церкви — светлый, нарядный, мажорный — производит
впечатление парадного дворцового зала.
По своей художественной выразительности, смелости и
оригинальности замысла Андреевская церковь является одним из шедевров
отечественного зодчества XVIII века. Совершенство линий, четкие
пропорции, удивительная гармония форм и окружающего ландшафта принесли
этому памятнику всемирную славу. В 1968 году Андреевская церковь
объявлена музеем.
| Андреевский спуск |
| Андреевская церковь |
| Андреевский спуск |
Андреевский спуск - вторая по популярности улица в
Киеве после Крещатика. Андреевский спуск ведет от Владимирской улицы
до Десятинной и Контрактовой площади, которая расположена на Подоле.
Верхний отрезок улицы существовал еще во время Киевской Руси, он
соединял Старый Киев и Подол, и пролегал между Андреевским и Замковым
холмами, но по нему могли передвигаться лишь пешеходы и всадники.
Название свое улица получила в честь Андрея Первозванного. В летописи
Нестора говорится, что после длительных попыток распространения
христианства в скифских землях, около 2 тысяч лет назад Апостол Андрей
благословил склоны Днепра и предсказал появление великого христианского
города. На том месте, где некогда стоял Андрей, позже построили
церковь, названную его именем.
В начале 18 века, по указанию киевского
губернатора, проезд расширили, и теперь здесь могли проехать даже
груженые телеги, запряженные волами.
После Октябрьской революции, согласно веяниям
тогдашнего времени, в 1920 году Андреевскому спуску сменили название на
ул. Г.В. Ливера, но уже в 1944 году улице вернули историческое
название.
Андреевский спуск – это улица-музей. На каждом
шагу здесь можно увидеть что-то интересное, на улице царит богемная
атмосфера конца 19 - начала 20 века. В число самых известных киевских
достопримечательностей, расположенных на Андреевском спуске входит
Андреевская церковь, построенная по велению императрицы Екатерины II,
автором проекта которой стал В. Растрелли. Такую милость императрица
оказала Киеву в благодарность за то, что земля украинская подарила ей
Олексу Розума, впоследствии ставшего графом Разумовским. Если
спуститься от церкви немного ниже, можно попасть в парк, среди которого
расположились скульптуры Ивана Кавалеридзе. Неподалеку от церкви стоит
оригинальный памятник героям пьесы Михаила Старицкого Проне Прокоповне
и Свириду Голохвастову. Здесь же находится одно из самых таинственных и
загадочных зданий Киева – Замок Ричарда.
| Памятник М. Булгакову |
| Вид на Андреевский спуск |
| Замок Ричарда |
На этой улице когда-то жил и работал М.А.
Булгаков. Сейчас его дом является домом-музеем, рядом установлен
памятник писателю. Если пройти от дома Булгакова ниже на несколько
зданий, можно увидеть ресторан под названием Кот Бегемот, с памятной
доской на фасаде. В честь Андреевского спуска открыт целый музей,
посвященный истории улицы, который называется "Музей одной улицы",
расположен он, как и полагается, на Андреевском спуске.
Туристов эта улица очаровывает своим колоритом.
Постепенно, начиная с 1985 года, Андреевский спуск стал местом
регулярного проведения всевозможных праздников искусств. Киевские
художники облюбовали улицу, превратив ее в мастерскую под открытым небом
и, одновременно, в магазин. Здесь можно понаблюдать за тем, как под
кистью живописца рождается новое полотно или купить приглянувшуюся
картину. Постепенно Андреевский спуск заполнился художественными
мастерскими, салонами, арт-галереями. Благоустройство улицы началось с
покраски фасадов, установки фонарей, имитирующих с таринц, тротуары
выложили брусчаткой. В 1992 году была построена лестница, ведущая с
Андреевского спуска на гору Воздыхальницу, а в 1994 году – лестница к
Замковой горе.
На Андреевском спуске работает множество кафе и
ресторанов с богемными названиями и романтичной обстановкой: Арткафе,
Замковое, Панорама. Здесь находится театр-студия Колесо. Все это, и
многое другое сделает прогулку по гранитной мостовой Андреевского спуска
незабываемым событием в программе осмотра Киева.






Комментариев нет:
Отправить комментарий