Андреевская церковь и Андреевский спуск

Андреевская церковь в Киеве

Андреебскую церковь часто называют лебединой песней выдающегося мастера отечественной архитектуры Бартоломео Растрелли. Возвышается она на одной из круч Старокиевской горы. С ее террасы открывается неповторимый вид на древний Подол, заднепровские дали, новые жилые массивы.
Андреевская церковь Построена Андреевская церковь по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Проект здания разработан Б. Растрелли в 1748 году, строительные работы велись в 1749—1754 гг. под руководством известного московского зодчего Ивана Мичурина. В создании храма участвовали многие специалисты Петербурга, Москвы, Киева, поэтому Андреевская церковь — памятник творческого содружества русских и украинских мастеров.
За свою историю церковь многократно ремонтировалась. Уже в первые годы по окончании строительства она пришла в запущенное состояние, поскольку после смерти Елизаветы Петровны царский двор перестал интересоваться киевскими постройками. Освящение храма состоялось лишь в 1767 году. В XIX веке несколько раз ремонтировались верха здания, что привело к грубому искажению первоначальной формы очертания купола и утере его декора. В таком виде памятник находился до 70-х годов XX века.
С 1917 по 1953 год неоднократно проводились работы по укреплению фундаментов Андреевской церкви и холма, на котором она стоит, по отведению подпочвенных вод, выполнялся ремонт фасадов, интерьера, производилась консервация живописи и резьбы.
В 1970 году по заказу Софийского заповедника из Венского музея Альбертина были получены фотокопии хранящихся там растреллиевских чертежей Андреевской церкви. По этим чертежам киевские реставраторы (проект архитектора В. Корнеевой) в 1978 году восстановили первоначальную форму купола, и этот замечательный памятник русского и украинского зодчества предстал перед киевлянами таким, каким его проектировал Б. Растрелли.
Андреевская церковь — одна из самых ярких построек стиля барокко, который распространился в отечественной архитектуре и искусстве в конце XVII — середине XVIII в. Придя с запада, этот стиль подвергся влиянию местных традиций и приобрел своеобразные национальные черты.
Для барочных сооружений характерны парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Все эти черты присущи Андреевской церкви.
Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает огражденная балюстрадой паперть, куда ведет с улицы широкая чугунная лестница. Андреевская церковь — крестообразная в плане постройка, вытянутая по оси запад — восток. Ее размеры 31 х 20 метров, высота — 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) — 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре малые главки поставлены на контрфорсы, размещенные по диагонали здания. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами, направляющими движение архитектурных масс ввысь.
Экстерьер поражает богатством декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского (первый ярус) и ионического (второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны куполов завершаются карнизами сложного профиля. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы.
Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды.
Тот же принцип декора сохранен в интерьере, который воспринимается единым архитектурным объемом. Здесь также расчлененные плоскости стен сочетаются с богатой позолоченной лепкой, обрамляющей окна-люкарны и украшающей купол. Главным акцентом в интерьере является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение мягких криволинейных очертаний. На пурпурном фоне выделяются позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, имеющих разнообразные размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы. В декор введена скульптура — головки херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная группа ,,Распятие", завершающая иконостас.
Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловский изготовили все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре находится надпрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра для проповедника, которую поддерживают две позолоченные фигуры ангелов. Большой интерес представляет живопись Андреевской церкви середины XVIII века — иконы иконостаса, роспись кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками на холсте. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками. Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские художники И. Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого русского живописца Алексея Антропова: роспись кафедры, купола, большая картина „Тайная вечеря" в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе „Успение Богородицы" сохранилась его подпись.
Хотя вся живопись Андреевской церкви написана на религиозные сюжеты, она по манере исполнения представляет собою светские картины с характерными для стиля барокко эффектными позами, нарядными одеждами, обилием бытовых деталей, пейзажами и натюрмортами. Это реалистичное, жизнеутверждающее искусство, лишенное религиозного аскетизма. Живопись органично связана с резьбой, лепным декором и архитектурными формами здания.
На западных стенах трансепта находятся две картины XIX века — „Выбор веры князем Владимиром" неизвестного автора и „Проповедь апостола Андрея" художника Платона Бориспольца. Это большие исторические полотна, содержание которых связано с рассказами древнерусских летописей. Выполнены эти работы в характерной манере классицизма.
В целом интерьер Андреевской церкви — светлый, нарядный, мажорный — производит впечатление парадного дворцового зала. По своей художественной выразительности, смелости и оригинальности замысла Андреевская церковь является одним из шедевров отечественного зодчества XVIII века. Совершенство линий, четкие пропорции, удивительная гармония форм и окружающего ландшафта принесли этому памятнику всемирную славу. В 1968 году Андреевская церковь объявлена музеем. 

Андреевский спуск
Андреевская церковь
Андреевский спуск












Андреевский спуск - вторая по популярности улица в Киеве после Крещатика. Андреевский спуск ведет от Владимирской улицы до Десятинной и Контрактовой площади, которая расположена на Подоле. Верхний отрезок улицы существовал еще во время Киевской Руси, он соединял Старый Киев и Подол, и пролегал между Андреевским и Замковым холмами, но по нему могли передвигаться лишь пешеходы и всадники. Название свое улица получила в честь Андрея Первозванного. В летописи Нестора говорится, что после длительных попыток распространения христианства в скифских землях, около 2 тысяч лет назад Апостол Андрей благословил склоны Днепра и предсказал появление великого христианского города. На том месте, где некогда стоял Андрей, позже построили церковь, названную его именем.
В начале 18 века, по указанию киевского губернатора, проезд расширили, и теперь здесь могли проехать даже груженые телеги, запряженные волами.
После Октябрьской революции, согласно веяниям тогдашнего времени, в 1920 году Андреевскому спуску сменили название на ул. Г.В. Ливера, но уже в 1944 году улице вернули историческое название.
Андреевский спуск – это улица-музей. На каждом шагу здесь можно увидеть что-то интересное, на улице царит богемная атмосфера конца 19 - начала 20 века. В число самых известных киевских достопримечательностей, расположенных на Андреевском спуске входит Андреевская церковь, построенная по велению императрицы Екатерины II, автором проекта которой стал В. Растрелли. Такую милость императрица оказала Киеву в благодарность за то, что земля украинская подарила ей Олексу Розума, впоследствии ставшего графом Разумовским. Если спуститься от церкви немного ниже, можно попасть в парк, среди которого расположились скульптуры Ивана Кавалеридзе. Неподалеку от церкви стоит оригинальный памятник героям пьесы Михаила Старицкого Проне Прокоповне и Свириду Голохвастову. Здесь же находится одно из самых таинственных и загадочных зданий Киева – Замок Ричарда. 
Памятник М. Булгакову
Вид на Андреевский спуск
Замок Ричарда













На этой улице когда-то жил и работал М.А. Булгаков. Сейчас его дом является домом-музеем, рядом установлен памятник писателю. Если пройти от дома Булгакова ниже на несколько зданий,  можно увидеть ресторан под названием Кот Бегемот, с памятной доской на фасаде. В честь Андреевского спуска открыт целый музей, посвященный истории улицы, который называется "Музей одной улицы", расположен он, как и полагается, на Андреевском спуске.
Туристов эта улица очаровывает своим колоритом. Постепенно, начиная с 1985 года, Андреевский спуск стал местом регулярного проведения всевозможных праздников искусств. Киевские художники облюбовали улицу, превратив ее в мастерскую под открытым небом и, одновременно, в магазин. Здесь можно понаблюдать за тем, как под кистью живописца рождается новое полотно или купить приглянувшуюся картину. Постепенно Андреевский спуск заполнился художественными мастерскими, салонами, арт-галереями. Благоустройство улицы началось с покраски фасадов, установки фонарей, имитирующих с таринц, тротуары выложили брусчаткой. В 1992 году была построена лестница, ведущая с Андреевского спуска на гору Воздыхальницу, а в 1994 году – лестница к Замковой горе.
На Андреевском спуске работает множество кафе и ресторанов с богемными названиями и романтичной обстановкой: Арткафе, Замковое, Панорама. Здесь находится театр-студия Колесо. Все это, и многое другое сделает прогулку по гранитной мостовой Андреевского спуска незабываемым событием в программе осмотра Киева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий